1. Критерий «Повышение квалификации в предаттестационный период (за последние 5 лет)»

Современная школа невозможна без педагогов, размышляющих над собственным трудом, продвигающих его и делающих это занятие, в свою очередь, важнейшим фактором образования своих подопечных. Сейчас требуется, профессионально компетентный педагог, владеющий большим творческим потенциалом, обладающий высокими духовно-нравственными качествами и новым педагогическим мышлением, новым видением школы, ученика, окружающего мира.

На сегодняшний день пути повышения квалификации учителя разнообразны: работа в методическом объединении школы; курирование молодого учителя опытным наставником, консультации в методкабинетах и участие в разнообразных семинарах, курсах, лекциях, творческих группах, которые в последние годы интенсивно реконструируются, ищут новые формы и методы работы. Проводятся фестивали педагогического мастерства, работают школы молодого педагога, клубы молодых учителей.

У всех форм повышения педагогической квалификации учителей есть цель — помочь учителю в решении актуальных задач, предоставить возможность выбора, многообразных, гибких, мобильных и динамичных путей обучения, стимулировать профессиональный рост и развитие.

С целью развития профессиональной компетентности непрерывно и системно повышаю свою квалификацию через следующие компоненты:

— изучение научно-методических статей по педагогике, психологии, в периодичных изданиях («Классный руководитель», «Воспитание школьников», методическая газета для учителей информатики «Информатика» и др.) и на образовательных сайтах Интернета;

— обобщение результатов своей профессиональной деятельности;

— посещение уроков и мероприятий коллег в школе и поселке;

— участие в работе методического объединения учителей точных наук в МОУ «АСОШ №3» и городское методического объединения учителей информатики ГО «Поселок Агинское»;

— повышение квалификации на курсах в образовательных учреждениях, реализующих программы в очной и дистанционной формах.

Тематика курсов и семинаровМесто прохождения курсовсрокиФорма отчётачас
Инновации в педагогике: организационное и научно-методическое сопровождение инновационного педаг.опытаГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы»  5-6.11.2019Удостоверение №1461716
Актуальные вопросы преподавания информатики в условиях реализации национальных проектовГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы»  11-12.12.2019Удостоверение №1486116
Условия реализации образовательных программ центров «Точка роста» в сетевой формеГАОУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы»  21-22.01.2020удостоверение №1498316
Школа вожатского мастерстваГАОУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы»  25-27.05.2020Удостоверение №75070000588116
Деловой менеджмент. Реализация основной образовательной программы школы с учетом ФГОС и концепций преподавания учебных предметов и предметных областей «Точка роста»ГУДПО «Институт развития образования ЗК»  12-16.10.2020Удостоверение №6094136
Актуальные вопросы преподавания информатики в условиях реализации ФГОС общего образованияГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы»    26.11.2020Удостоверение №17187  36
«Гибкие компетенции в проектной деятельности»ФГАУ «Фонд новых форм развития образования»2.06.2020сертификат16
Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)Автономная некоммерческая организация доп.проф.образования Сетевой университет «Знание»10.11-4.12.2020 72
Формирование ИКТ-грамотностиЦентр реализации госуд.образ.политики инфор.технологий16.11-10.12.2020  
«Актуальные вопросы преподавания информатики в условиях реализации национальных проектов»ГАУ ДПО «Агинский ИПК работников социальной сферы Заб. края»15.11-19.11.2021Удостоверение №75070000917840
«Организация работы Центров гуманитарного и технологического профилей «Точка роста». Стажировка.»ГУ ДПО «Институт развития образования Заб. края»20.01-22.01.2021г.Удостоверение №6401716
Современные технологии реализации образовательных программ центров «Точка роста»ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы»  23.04.2021Удостоверение №1797824
Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательной организации в рамках ФГОСГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы»  10-12.11.2021Удостоверение №1862024
Технологический кейс реализации сетевых образовательных событий в условиях смешанного обученияГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы»  7.09-20.12.2021Удостоверение №19068110
Развитие профессиональной компетентности педагогического коллектива в рамках реализации проекта 500+ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы»  28.03-15.04.2022Удостоверение №1988572
Быстрый старт в искусственный интеллектФедеральный госуд.автоном.образ.учреждение выс.образования «Московский физико-технический институт(нац.исследов.университет)  05-03.10.2022Удостоверение №1773/2272
Функциональная грамотность: развиваем в детском саду и школеАНО ДПО «ОЦ Каменный город»22-24.11.2022Эл-019824
Курсы «Оказание первой помощи»ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы»    14.05.2021Удостоверение №2652  16
Трансформация преподавания предмета «Информатика» в условиях реализации федеральных проектовГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы»  6-8.02.2023  Удостоверение №2192324
«Проектирование и реализация в образовательных организациях программ дополнительного образования в области эксплуатации беспилотных авиационных систем»Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский авиационный колледж- межрегиональный центр  компетенций»26.04-20.05.23сертификат72

Освоение инновационных методологических и методических подходов преподавания информатики позволяют мне полноценно использовать полученные знания на практике для повышения качества образования.

2. Критерий «Характер (степень участия) педагога в программах и проектах инновационной (опытно-экспериментальной) деятельности»

— Проведение семинара учителей информатики ГО «п.Агинское»- выступление с докладом «Составление рабочих программ по информатике в условиях внедрения ФГОС в основной школе. Обсуждение проекта концепции предмета информатика и ИКТ», 20.09.2020г.

— Проведение онлайн мастер-класса в рамках курсов «Цифровой куратор» – тема «Использование интерактивной онлайн доски»», 20.01.2021 год.

https://shs_agns_03_aginskoe.zabedu.ru/archives/2744 (ссылка на сайт АСОШ№3)

-Проведение онлайн мастер-класса в рамках курсов «Цифровой куратор» – тема «Использование облачного офиса ONLYOFFICE для создания документов, таблиц и презентаций»», 12.01.2021 год. https://shs_agns_03_aginskoe.zabedu.ru/archives/2742 (ссылка на сайт АСОШ№3)

Инновационный педагогический опыт работы

«Использование метода проектной деятельности на уроках информатики как средство развития учебных компетенций»

Актуальность опыта:

Соответствует современной государственной образовательной политике, нацелен на личностно- ориентированное, деятельностное обучение, способствует реализации нового образовательного стандарта.

Целью педагогического поиска стал поиск деятельностных технологий, применяемых на уроках информатики. Для достижения данной цели решались следующие задачи:

-изучить материалы научно-методической литературы;

— выявить степень обученности учащихся проектной деятельности;

— апробировать методику работы над проектом в условиях среднего и старшего звена.

Новизна:

Проектная деятельность позволяет дополнить традиционную классно — урочную систему обучения, она более тесно связана с жизнью, практикой, стимулирует учеников самостоятельно познать окружающий мир, самореализоваться в разнообразной учебной и практической деятельности.

Теоретическая база опыта:

Опыт основывается на идеях, изложенных в работах:

Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательных технологий. М.: Народное образование, 2013.

 Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. — 2013 -№ 4.- с.6

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2014

И на идеях Концепции модернизации российского образования.

«Скажи мне — и я забуду.

Покажи мне — и я запомню

 Вовлеки меня — и я научусь»

(китайская пословица)

Это созвучно с принципами современной школы. Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.

В настоящее время, метод проекта, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение. Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы, которая должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

 Сущность данного типа технологии заключается в личностно- ориентированном обучении, предлагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные пути решения. Выделяют пять типов проектов.

 1. Практико-ориентированный. Цель — решение практических задач, поставленных заказчиком. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства — он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы, группы лиц и т.д.

2. Исследовательский. Цель — доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.

3. Информационный. Цель – сбор информации о каком-либо объекте или явлении для представления ее заказчику и дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и т.п. Результаты информационных проектов могут быть использованы в качестве дидактического материала к урокам, опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.

4. Творческий. Цель – привлечение интереса публики к конкретной проблеме. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов, которыми могут стать литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5. Игровой или ролевой. Цель — предоставление публике возможности участия в решении конкретной проблемы. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер-постановщик, судья, литературный персонаж).

Технология проектной деятельности учащихся на уроках информатики создает широкие возможности для развития многих компонентов личности; опыт творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания мира.

Данный вид деятельности требует от учителя особой подготовки школьников, разъяснения им заданий, способов их выполнения, требований к оформлению результатов. Как правило, на выполнение задания, т. е на составление проекта дается большой отрезок времени (месяц, неделя.) Составляется план работы, подбираются источники информации. Работа ведется не только индивидуально, но целесообразно давать задания малым группам, в которых объединены усилия нескольких учащихся. Поэтому выделяют в работе над проектами шесть стадий.

— подготовка (формулирование темы, целей проекта)

— планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе)

— исследование (сбор информации, чтение, выделение необходимого материала)

— оформление результатов и выводов

— представление или отчет

— оценка результатов

 Метод проектной деятельности имеет свои особенности. Так на первом этапе, этапе подготовки, велика роль учителя. На этапе подготовки и планирования, учащиеся работают совместно с учителем (формулировка темы, основные направления деятельности, формы отчета. Работа на этапе исследования, оформления результатов и выводов, выполняется учащимися самостоятельно. Результаты проектной деятельности обсуждаются, как правило, на специально отведенных для этого уроках, обобщающих уроках в конце темы.

Описание опыта:

В своей педагогической деятельности я использую различные разновидности проектной технологии. Мои ученики осваивают проектную деятельность постепенно, от простых микропроектор. Проекты — это одна из наиболее удачных форм освоения предмета, стимулирующая речемыслительную деятельность учеников, вызывающая живой интерес и здоровый азарт.

Изложу свой опыт применения технологии проектной деятельности при изучении темы

Понимая, что жизнь требует применения современных информационных технологий, использования компьютеров на уроках, видя желание, интерес, инициативу учащихся, я ввела в проектную деятельность учащихся информационные технологии. Я сейчас не могу представить свою работу без использования компьютера. Все мои учащиеся старших классов выполняют проектные задания, слайдовые презентации, фильмы, сайты. Презентация помогает проиллюстрировать любое выступление. Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем.

За годы работы нами опробованы разные виды проектов по информатике: практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые; по продолжительности — мини-проекты, краткосрочные: по количеству участников — индивидуальные и групповые; по форме продукта —  буклет, брошюра, словарь, доклад, реферат, фотоальбом, плакат, настенный плакат, викторина, мультимедийный продукт (слайдовая презентация), сайт, фильм и т.д.

Что приобрели учащиеся при выполнении проектно-исследовательских работ? Прежде всего, навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывал, предлагал, работал с дополнительной литературой, т.е. мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность — все делились своими мыслями, идеями, брали интервью, задавали вопросы учителям-предметникам, библиотекарю. Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов была групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат.

 Организация такой формы познавательной деятельности даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

Результаты опыта:

Регулярное участие в олимпиадах по предмету муниципального и регионального уровня, в разных конкурсах и викторинах.

 Достижения:

— победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников (муниципальный).

-III окружной фестиваль-конкурс «ЛегоFANTASY» среди учащихся начальных классов общеобразовательных организаций Агинского Бурятского округа

VI открытые соревнования Забайкальского края по робототехнике в рамках года науки и технологий

 Представление опыта:

— Проведение семинара учителей информатики ГО «п.Агинское»- выступление с докладом «Составление рабочих программ по информатике в условиях внедрения ФГОС в основной школе. Обсуждение проекта концепции предмета информатика и ИКТ»», 20.09.2020г.

— Проведение онлайн мастер-класса в рамках курсов «Цифровой куратор» – тема «Использование интерактивной онлайн доски»», 20.01.2021 год.

https://shs_agns_03_aginskoe.zabedu.ru/archives/2744 (ссылка на сайт АСОШ№3)

-Проведение онлайн мастер-класса в рамках курсов «Цифровой куратор» – тема «Использование облачного офиса ONLYOFFICE для создания документов, таблиц и презентаций»», 12.01.2021 год. https://shs_agns_03_aginskoe.zabedu.ru/archives/2742 (ссылка на сайт АСОШ№3)

3.  Критерий «Участие в творческих профессиональных общественных организациях и объединениях»

— в составе творческой группы ГМО учителей информатики по разработке программы «Подготовка к региональной олимпиаде по информатике»;

— в составе школьной творческой группы «Студийные занятия как средство реализации внеурочной деятельности обучающихся»;

— в Методическом совете ШМО учителей точных по подготовке и проведению предметных Недель;

— участие в общественной деятельности школы, поселка (смотр художественной самодеятельности, Спартакиада работников образования и т.д.)

4. Критерий «Научно-методическая, инновационная деятельность педагога»

Программа самообразования

Тема методической работы МО точных наук: формирование функциональной грамотности на уроках математики, физики и информатики

Тема самообразования: «Формирование функциональной грамотности в процессе обучения информатике»

Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.

Функциональная грамотность включает :

Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний. При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.

Современная школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни. Практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. Главной задачей уроков информатики являются — интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:

  • ✓обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер;
  • ✓учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности на основе ИКТ;
  • ✓предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
  • ✓правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;
  • ✓используются продуктивные формы групповой работы;
  • ✓обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.

Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя информатики является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Для этого необходимо:

  • ➔использовать в обучении инновационные методы, современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии, т.е. использовать технологии дистанционного обучения, применять on-line уроки лучших преподавателей.
  • ➔психологическое содействие в выборе наиболее продуктивных методов и средств обучения;
  • ➔совместное (коллегиальное) обсуждение процесса и результатов профессиональной деятельности.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках информатики возможно через решение трех основных задач:

1. Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности и возможность преодоления образования, в том числе и путем самообразования.

2. Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.

3. Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.

Можно определить следующие основные признаки функциональной грамотности:

  • готовность к повышению уровня образованности на основе самостоятельного выбора программ общего и профессионального образования,
  • способность к осознанному выбору профессии, форм досуговой и трудовой деятельности, защите своих прав и осознании своих обязанностей,
  • готовность к адаптации в современном обществе, ориентация в возможностях развития качеств личности и обеспечения собственной безопасности,
  • способность к коммуникативной деятельности.

Методы, применяемые на уроках информатики при обучении детей функциональной грамотности:

Метод проблемного обучения – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации.

Метод «Древо решений» — еще один популярный метод, используемый для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов

1. Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников.

2. Ученикам дается задание.

3. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем дереве

4. Группы или по очереди рассказывают о путях решения данной проблемы, или меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Метод «Карусель» — ученики работают в небольших группах, размышляя, в поисках ответа на конкретно поставленный вопрос.

Фишбоун» — слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость». Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот прием впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.

Синквейн В вольном переводе это означает «пять вдохновений» или «пять удач.Правила составления синквейна Первая строка — существительное, которое нужно осмыслить. Вторая строка — два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём. Третья строка — три глагола: действия, которые производит существительное. Четвёртая строка — фраза из нескольких слов, передающая ваше отношение к существительному. Пятая строка — синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Кластер — выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать как приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.

«Корзина идей» — это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.

«Да-нетка» — формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.

«Лови ошибку»Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера.

 Модели, применяемые на уроках информатики при обучении детей функциональной грамотности:

Фронтальная модель

При наличии в классе оборудованного рабочего места учителя (компьютер или ноутбук с выходом в сеть Интернет, проектор и экран или интерактивная доска) возможна организация учебного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов. В зависимости от типа контента (видео, анимация, интерактивные упражнения и тренажёры) формат работы может меняться.

Перевёрнутый класс

Основная идея реализации данной модели заключается в следующем: в качестве домашнего задания учащимся предлагается знакомство с новым материалом с использованием электронных образовательных ресурсов, видеолекций, учебников, раздаточного материала, а на уроке больше внимания уделяется решению практических задач, отработке необходимых навыков и обсуждению вопросов, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся.

Смена рабочих зон.

Для организации урока в данной модели необходимо продумать наличие нескольких рабочих зон, в которых учащиеся будут решать различные учебные задачи. Например, зоны могут быть следующие: «Зона решения практических задач», «Зона исследования», «Зона работы в группе», «Зона проверки знаний» и т. д. Весь класс делится на несколько групп (по количеству зон), и в течение урока происходит переход каждой группы от одной зоны к другой (смена зон происходит по сигналу учителя). Таким образом, все группы к концу урока смогут выполнить задание в каждой зоне. Не рекомендуется устраивать больше четырёх рабочих зон, так как в этом случае сокращается время работы в каждой зоне, а следовательно, учащиеся могут не успеть решить все поставленные перед ними задачи.

Формы функциональной грамотности

·Считать без калькулятора

Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов.

·Написать сочинение, реферат

·Считать без калькулятора ( знать степень числа 2)

Общая грамотность

·Работать в группе, команде, умение договариваться, согласовывать действия;

·Расположить к себе других людей. Коммуникативная;

·Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов;

·Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение);

Читать чертежи, схемы, графики;

·Искать информацию в сети Интернет;

·Пользоваться электронной почтой;

·Создавать и распечатывать тексты;

·Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах);

·Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями;

·Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой;

·Грамотность при решении бытовых проблем;

Так на уроках в 7-11 классах даю логические задания, разгадываем ребусы. Например, в этих ребусах зашифрованы термины информатики и компьютерной техники:

Орфографическая грамотность — это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания, основа развития ключевых компетенций учащихся. Формирование навыков грамотного письма у школьников — одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. В 7 классе – набор текста на время, при этом отключаю автоматическую проверку орфографии (файл-параметры-правописание).

Задание .Вставка символов (функция автоматической проверки орфографии отключена). В нужные места вставьте пропущенные буквы так, чтобы получились названия устройств персонального компьютера.

Прснльнй кмпьютр: сстмнй блк (матринск плт, цнтрльнй прцсср,
пртвн пмть, жсткй дск), вншн стра, клвтр, мшь, мнтр, прнтр, кстчск клнк).

Задание. Склеивание и разрезание строк. 1. В текстовом редакторе открыть файл Строки.rtf:Я не трус, но я боюсь! Да нам, царям, молоко нужно выдавать

за вредность! Этот нехороший человек предаст нас при первой же

опасности!

Бамбардия! Киргуду! Шутка! Шурик, это же не наш метод!

Восток – дело тонкое. Утром деньги – вечером стулья,

вечером деньги – ночью стулья…

Он, конечно. Виноват, но он… не виноват… Бриллиантовая рука

Иван Васильевич меняет профессию Джентльмены удачи

Двенадцать стульев Белое солнце пустыни Кавказская пленница

Операция Ы и другие приключения Шурика Берегись автомобиля
2. Отредактируйте содержание файла так, чтобы каждая фраза и название соответствующего ей фильма занимали ровно один абзац.

3. Сохранить в своей папке под именем Афоризмы.

Логический тест на выделение существенного (найди лишнее)

1. клавиатура, принтер, сканер, микрофон. 2. Монитор, принтер. Динамики, микрофон.

Игра «Компьютерные антиподы» Правила игры: Для каждого понятия укажите его антипод (противоположное по смыслу).

— Антивирусная программа – (компьютерный вирус)

— Жесткий магнитный диск – (дискета)

— Мышь — (клавиатура)

— Восстановление – (удаление)

— Программист – (пользователь)

— Пиратский – (лицензионный)

Игра «Фольклорная информатика» Правила игры: Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как эти пословице звучат в оригинале?

1. На дисплей неча пенять, коли видеокарта кривая. (На зеркало неча пенять, коли рожа кривая)

2. Компьютер без программы, что фонарь без свечи. (Голова без ума, что фонарь без свечи)

3. Утопающий за F1 хватается (утопающий за соломинку хватается)

4. Проводник до файла доведет (Язык до Киева доведет)

5. Наудалял с три корзины (Наврал с три короба)

 Синквейн .Пример синквейна. Информация Важная, необходимая Получать, обрабатывать, хранить Кто владеет информацией, тот владеет миром! Данные

Синквейн на тему Интернет

  1. Интернет
    глобальный телекоммуникационный
    подключаются, объединяются, общаются
    технология, позволяющая наступить на грабли, находящиеся на другой стороне земного шара
    сетьКлавиатура

Прямоугольная, белая

Пишет, лежит, ломается

Клавиатура – прибор для набора текста

Печатная машинка

  1. Флэш-карта

Маленькая, удобная

Сохраняет, содержит, переносит

Флэш-карта – носитель информации

Память

  1. CD-диск

Круглый, гладкий, плоский

Царапается, ломается, содержит

CD-диск – носитель информации

Память

  1. Микрофон

Маленький, незаметный

Слушает, стоит, передает

Микрофон – прибор, который передает звук.

Громкоговоритель.

  1. Файл

Тематический, именной

Хранит, передает, объединяет

Файл – это именованная область внешней памяти.

Папка.

  1. Графика

Растровая, векторная

Создает, обрабатывает, изменяет.

Графика – это создание рисунков на экране.

Картинка

  1. Презентация

Интерактивная, интересная

Показывает, заинтересовывает, информирует

Презентация украшает выступление.

Слайды.

  1. Принтер

Лазерный, цветной

Печатает, выводит, ломается

Принтер – устройство для печати документов

Печатный станок

  1. Компьютер

Мощный, умный

Помогает, развивает, считает

Компьютер – главный информационный инструмент

Радость, восторг.

  1. Информация

важная, необходимая

получать, сообщать, передавать

каждый может принять решение, располагая достаточной информацией

сведения

Синквейн на тему Информатика

информатика
вычислительная, учебная
получает, накапливает, обрабатывает
в область прикладных исследований, в область междисциплинарных исследований
компьютерная наука

Синквейн на тему Информационная система

информационная система
локальная, распределённая
взаимодействует, автоматизирует, функционирует
совокупность технического, программного обеспечения
ис

Синквейн на тему Информация

информация
визуальная, текстовая
осведомляет, разъясняет, излагает
совокупность данных распространённых во времени и пространстве
сведения

Синквейн на тему Информация

информация
важная, необходимая
получать, сообщать, дезинформировать
каждый может принять решение, располагая достаточной информацией
сведения

Функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, которая предполагает: 1.Знание назначения и пользовательские характеристики основных устройств компьютера;
2.Знание основных видов программного обеспечения, пользовательского интерфейса;

3. Умение производить поиск, хранение, обработку различных видов
информации с помощью соответствующего ПО.

На уроках информатики формируем особый вид грамотности – информационную, которая предполагает:
— умение искать информацию, критически её оценивать, выбирать нужную, использовать её и создавать новую;
— умение ориентироваться в постоянно изменяющемся мире новых технологий и безудержного роста информации.

Это находит своё отражение на уроках и в знакомстве с компьютером, и в овладении способами работы с информацией, в развитии критического мышления к ней, применении компьютерных технологий для решения учебных задач по разным предметам. Дети видят, что, например, поиск информации в интернете гораздо быстрее, разнообразнее и удобнее. Информация, которую они получают с помощью компьютера, очень важна. В результате приходит понимание роли информации в жизни человека. Ещё подробно остановлюсь на экономической грамотности, которая предполагает умение учащихся решать задачи с экономическим содержанием. Достаточно широко экономическое воспитание осуществляется при изучении темы «Электронные таблицы», где учащиеся должны научиться решать задачи с экономическим содержанием ( использовать формулы). При использовании вычислительных таблиц школьники видят, что можно произвести большие математические расчеты, затрачивая при этом меньше времени, чем, если бы они все это делали вручную. Это осуществляется за счет использования различных формул, которыми обладают электронные таблицы. Экономические задачи способствуют формированию у учащихся экономического мышления. При их решении с помощью электронных вычислительных таблиц дети обучаются расчетам, оценивают сравнительную выгоду той или иной покупки, сделки, предпринимательской деятельности ( расчет заработной платы родителей, знакомых, учителей). Решение подобных задач способствует усвоению школьниками экономических понятий, которые используются в реальной действительности и пригодятся им в будущем. Происходит формирование таких качеств как бережливость, предприимчивость, расчётливость. Немаловажным является то, что решение задач с экономическим содержанием на уроках информатики вносит разнообразие в урок. Подобные задачи закладывают зачатки экономических знаний у школьников. Примеры заданий, выполняемых на уроке информатики.

Задача.Платеж за потребление электроэнергии осуществляется по двухтарифному счетчику. Тариф зависит от времени суток. Общая сумма платежа складывается из сумм по каждому из двух тарифов.

 Для формирования функциональной грамотности учащихся мной используются следующие технологии:

Первое направление – применение программ-тренажеров:

1.https://контрользнаний.рф/informatika-vse-klassy/,

2. https://znaniesila.jimdofree.com/тренажёр-по-информатике/

3.https://skills4u.ru/school/informatika/

4.https://test-trenazhyor.ru/str/informatika.html

5.https://kopilkaurokov.ru/informatika/uroki/trienazhiery-uprazhnieniia-dlia-urokov-po-informatikie-v-9-klassie

Данные программы позволяют отработать конкретные знания, умения, навыки.

Я использую тренажеры при изучении нового материала и для отработки уже приобретённых умений. Например, при изучении темы «Клавиатура, её назначение» применяю программу:

  1. «Клавиатурный тренажер»
  2. «Руки солиста» ,
  3. https://romanpro.ru/typing-tutor/,
  4. https://staminaon.com/ru/ ,
  5. https://typerun.top/#rus_basic,
  6. https://www.typingstudy.com/ru в результате выполнения которой учащиеся изучают назначение клавиш клавиатуры и учатся применять на практике машинописное печатание.

Второе направление – применение программ-тестов, которые мной используются для диагностики и оценки результатов обучения. https://testedu.ru, https://onlinetestpad.com/ Что является очень актуальным.

  • направление –компьютерный эксперимент. Технология компьютерного моделирования лучше всего осваивается на конкретных задачах. Например: Система программирования Кумир, исполнители Робот, Черепашка, Водолей.

Четвёртое направление – проектная деятельность, при которой учащиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата. Наиболее зрелищно и выигрышно в плане представления результатов проекта выглядят материалы, созданные с помощью современных компьютерных информационных технологий (видеоролики, электронные учебники, презентации, буклеты и т.п.).

Дидактическая задача состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей.

Для этого использую различные творческие задания: например, 7 класс:
Задание. Предлагается учащимся на этапе освоения инструментов графического редактора. Важно, что при его выполнении ребята не просто проводят прямые линии, но думают, где их следует провести, исследуют взаимное расположение прямых, экспериментируют.

1.Запустите графический редактор Paint.

2.Откройте файл Головоломка.bmp.

3.С помощью инструмента «Многоугольник» при нажатой клавише {Shift} попытайтесь соединить все точки одним росчерком пера (одной ломаной линией и, не проводя ни один отрезок дважды) так, как это показано на рисунке 4.Комментарий к примеру. После выполнения этого задания целесообразно обсудить с ребятами вопрос о начальной точке: существует всего две точки (левая нижняя и правая верхняя), выбор которых в качестве начальных обеспечивает возможность выполнения задания. Хорошо, если ученики самостоятельно смогут установить, чем эти точки отличаются от всех прочих. Обсудите с учениками причину неизбежной неудачи.

ЗаданиеПреобразование фрагментов. 1.В графическом редакторе откройте файл Стрекоза.jpeg.2. Поочередно выделите прямоугольные фрагменты, при необходимости поверните их и переместите так, чтобы получилась иллюстрация к басне И.Крылова «Стрекоза и муравей».

Ученики умеют создавать видеофильмы, презентации, 3D-модели, сайты, интерактивные кроссворды, интерактивные тесты, мультфильмы, буклеты. Многие имеют опыт выступлений с проектом на различных мероприятиях, конференциях. Например: При изучении темы в 8 классе «Вставка рисунков в текстовом редакторе» проводится конкурс плакатов. Одна из тем – техника безопасности в кабинете информатики. Работы получаются разные: деловые, смешные, красочные. Но результат этого урока не только в формировании навыков работы на компьютере, умении вставлять рисунки в документ. Главное обсуждение по этим плакатам затрагивает не только красочность, правильность обработки рисунка, сколько его актуальность для кабинета, для учителя, для самого ученика, для здоровья. На этом этапе формируется осознанное отношение ученика к правилам поведения, в общем, и к своему здоровью в частности. Чтобы избежать нагрузки на глаза при работе на ПК, необходимо соблюдать регламент продолжительности общения учеников с компьютером, а при объяснении материала использовать проектор, на большом экране которого демонстрировать все подготовленные аудио- и видеоматериалы. При этом не страдает зрение учащихся, а разнообразие форм работы повышает интерес к предмету, снижает утомляемость от учебной нагрузки

Одна из задач учителя информатики состоит в формировании у учеников устойчивых навыков в использовании компьютера для научных и бытовых задач. Утверждение «Компьютер – инструмент человека в его информационной деятельности» становится осознанным для ребёнка лишь тогда, когда подтверждается собственным опытом.

Для приобретения такого опыта использую уроки — практикумы. Перед ребятами ставится задача, решение которой заинтересует их.

Кроссворды

Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи — на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25.

Этот метод проверки — только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала. Существует мнение, согласно которому кроссворды предназначены для досуга, а в педагогической деятельности их можно применять исключительно для активизации учащихся. При решении кроссвордов ученик в первую очередь развивает мышление, а, испытывая затруднение, обращается к памяти. Для снижения вероятности угадывания ответов количество пересечений слов в кроссворде в зависимости от целей проверки может скорректировать сам учитель.

Кроссворд по теме Обработка текстовой информации

Я помогаю школе подготавливать функционально грамотных школьников с высоким уровнем амбиций и высокой образовательной активностью. Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, но и для развития российского общества в целом, это условие социально-экономического развития страны, показатель качества образования.

Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития школьного образования и планируемого перехода на 12-летнее образование зависит от обновления самого содержания образования, создания учебных программ, учебников, пересмотра программ повышения квалификации и переподготовки учителей, мониторинга способностей учащихся применять полученные знания в ученых и практических ситуациях, а также обеспечить адекватные материально-технические, психолого-технические и технологические условия обучения школьников.

5.Критерий «Наличие методических и дидактических разработок и материалов (образовательных, воспитательных, культурно–досуговых, экскурсионных, профилактических, коррекционных, социально- педагогических  и др.)»

Методические разработки:

— «Одаренные дети» — программа выявления и поддержки одаренных детей;

— Рабочая программа дополнительного образования центра «Точка роста» «Робототехника», «Программирование в среде Scratch», «Программирование на языке Python»

— Методическая разработка студийного занятия «3Д модель спортивной пристройки»;

— Методическая разработка викторины по информатике;

— Методические разработки уроков.

Дидактический материал:

мультимедийные презентации по предметам;

— раздаточный материал;

— КИМы ЕГЭ и ОГЭ по информатике.

6.Критерий «Презентация собственного педагогического опыта, методической системы через проведение мастер-классов, семинаров, совещаний, конференций, методические разработки, программы, участие в конкурсах и выставках инновационных проектов»

6.1.Публикации в сборниках, на сайтах сетевых сообществ

ГодРазмещениеТематика
2018    Создала свой персональный сайт.«Учительский сайт» проекта «Инфоурок» https://infourok.ru/user/zhanabazarova-dulma-dabasambuevna
2023    Создала свой персональный мини- сайт.  Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/zhanabazarova-dulma-dabasambuevna
2018           2023      Публикации на сайте «Инфоурок».  -Рабочая программа по информатике, 7 класс -конспект занятия студии «Создание 3Д модели спортивной площадки» -конспект урока информатики «Измерение информации, 7 класс -конспект урок информатики «Технология мультимедиа», 7 класс -рабочая программа 7-9 классы по информатике https://infourok.ru/user/zhanabazarova-dulma-dabasambuevna

6.2.  Методическая работа

Участие в работе методических советов, объединений,

педагогических советов

Важнейшим условием развития педагога, его личностного роста и творческого потенциала считаю систематическое участие в методической работе школы и поселка. С 2015 года являюсь руководителем городского методического объединения учителей информатики. Ежегодно выступаю на секции учителей информатики на августовской конференции работников образования ГО «п.Агинское» с отчетом о работе, анализом ЕГЭ и ОГЭ по школам поселка На протяжении всей педагогической деятельности в школе вхожу в состав творческой группы учителей.

Учебный годНаименование и уровень методических объединений, советовВ чем заключалось участие, результаты деятельности
2018-2019Педагогический совет школыВыступление по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в 7-8 классах в условиях реализации ФГОС ООО»
  2019-2020Методическое объединение учителей точных наукВыступление по теме ««Использование проектной деятельности на уроках информатики»
  2020-2021           2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022Курсы повышения квалификации учителей информатики при ГАУ ДПО  «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края Выступлении на секции учителей информатики ГО п.Агинское» на августовской конференции работников образованияВыступление с докладом «Составление рабочих программ по информатике в условиях внедрения ФГОС в основной школе. Обсуждение проекта концепции предмета информатика и ИКТ» Анализ работы ГМО, ОГЭ и ЕГЭ по информатике

6.3.Участие в деятельности экспертных комиссий, жюри

Учебный годУровень комиссии, жюриНаименование комиссии, жюри
2018-2019Школьный Муниципальный  Член экспертной комиссии Всероссийской олимпиады школьников
  2019-2020Школьный МуниципальныйЧлен экспертной комиссии Всероссийской олимпиады школьников
2022-2023МуниципальныйЧлен экспертной комиссии НПК «Шаг в будущее»
2020-2021Школьный МуниципальныйЧлен экспертной комиссии Всероссийской олимпиады школьников
  2021-2022Школьный МуниципальныйЧлен экспертной комиссии Всероссийской олимпиады школьников
  2022-2023Школьный МуниципальныйЧлен экспертной комиссии Всероссийской олимпиады школьников

7.Критерий «Участие в конкурсах профессионального мастерства»

Для повышения профессионального уровня педагогу необходимо регулярно участвовать в конкурсах. Принимаю участие в очных, заочных/ дистанционных конкурсах различного уровня.

ГодУровень участияНаименование конкурсаРезультат участия
2021  ВсероссийскийКонкурс «Творчество во внеурочной деятельности»Диплом II степени
2022    ВсероссийскийВсероссийский педагогический конкурс «Лучший урок по ФГОС»  участие   https://www.pedm.ru/
2023Методический триатлон «Вектор»Открытый урок в 7б классе2 место